интервью с В.П. Иванищевой
РУССКИЙ ТОЙ ТЕРЬЕР
Мне, как эксперту, посчастливилось оценивать поголовье нашей новой российской породы в течение уже более чем десяти лет. Сразу признаюсь – мои первые контакты с этой породой в качестве эксперта оставляли много вопросов и непонимания. Особенно в строении корпуса, конечностей, линий верха и соответственно постава хвоста. Все более-менее было понятно в отношении головы, т. е. чего хотел стандарт. Только голов таких раньше почти не было. Однако общение с ведущими специалистами, кинологами, владельцами питомников помогло установить истину – то есть куда необходимо вести породы – к какому образцу. Очень помогла мне в получении идеала Жарова Е. Ф., которая однажды пришла на выставку посмотреть на мою экспертизу, за что я ей весьма признательна.
Хочу сразу оговориться, что мне интереснее той терьер, а не собака породы 9 группы. Ведь в характере терьера столько привлекательного. Кроме того, имея несколько экзотический вид, этот маленький терьерчик обладает определенной крепостью сложения, собранностью и компактностью, что весьма привлекает к нему массу людей. Поголовье наших тоев в настоящее время очень выросло и в количественном и в качественном отношении. Особенно радует качество. Появилось достаточное количество собак с прочным, прямым верхом, (а сколько раньше было горбатых собак, с подставленными под себя задними конечностями). Почти исчезли типичные головы чихуа, остались собаки с отклонениями от желаемого типа головы, то есть меньше виден исходный тип породы, с которой она начиналась.
Очень много качественных представителей породы в настоящее время я оценивала на рингах в Москве, Санкт-Петербурге, Вологде, Екатеринбурге, в Мурманске, в Новосибирске, Иркутске, в Белоруссии, особенно прекрасны они в Красноярске. Видела хороших собак из Архангельска. Очень разное и достаточно большое и породное поголовье тоев в Финляндии. Почти исчезли переростки – они, конечно, есть, но меньше их стало на выставках и, надеюсь, в племенном использовании.
На мой взгляд, более-менее серьезные проблемы экстерьера тоев связаны сейчас со строением задних конечностей и поставом хвоста, с качеством шерсти (залысины) и манерой держать хвост и уши, особенно у длинношерстной разновидности. Проблемой ушей является также – недостаточно высоко посаженные. При больших тонких, высоко посаженных, стоячих ушах появляется очень характерная голова той терьера с выражением маленькой, горделивой и очень сообразительной собаки.
Предназначение той терьера – радовать своих хозяев веселым нравом смышленой маленькой собаки.
Большой ошибкой, по-моему, является нежелание владельцев признать в той терьере большое сердце маленького терьера, который хочет постоянно двигаться, играть, охранять свой дом, и не быть игрушкой, которую постоянно носят на руках, не спуская с них даже на ринге. Собака, живущая на руках, всего боится, дрожит, не может показать себя ни в стойке, ни в движении. Поэтому хэндлинг той-терьеру также необходим, как для любой другой собаки. Как часто во время экспертизы проигрывают хорошо сложенные собаки, не умеющие себя показать ни в стойке, ни в движении. Шерсть тоя также необходимо готовить к рингу, как и других пород. Вот каким способом это сделать следует подумать руководству НКП и дать грамотные рекомендации владельцам собак – ведь даже мыть шерсть нужно знать как, когда и чем.
Той терьер – это для меня точно такая же собака, как и все другие. И относиться к ее экспертизе следует также, оценивая по достоинству ее сложение, движения, характер и подготовку шерсти – то есть оценивать собаку сначала в целом, а потом выясняя ее достоинства и недостатки, причем больше уделяя внимание для владельцев на достоинства их питомца. Огромное значение имеет, несомненно, показ собаки. Я не берусь судить, что должно являться допуском в разведении. Ведь оценку собака получает на различных выставках и под разными экспертами (я имею в виду профессиональную подготовку эксперта для оценки именно тоя). Одна и та же собака получает разные оценки под разными экспертами, вплоть до титулов. Я думаю, что правильной в племенном отношении оценкой является оценка эксперта на монопородной выставке, так как НКП отбирает для экспертизы на монопородных выставках наиболее профессионально подготовленных к экспертизе той терьеров экспертов.
Вопросами генетики именно той терьеров я не занималась, так как я – только эксперт, но не разведенец именно той терьеров.
Будучи владельцем другой породы, более 40 лет, я могу предполагать, какие пороки генетически передаются по наследству – это прикус, крипторхизм, качество шерсти, костяк, строение тела и конечностей. Но чтобы давать рекомендации, необходимо хорошо знать производителей и что они в себе несут. К сожалению, этого на ринге эксперт знать не может, так как он оценивает собак только под номерами, не зная даже их кличек. Относительно купирования хвостов могу сказать следующие – необходимо допускать и то, и другое. Собаки могут проживать в странах с различными требованиями относительно запрета или, наоборот, в вопросах купирования хвостов. Здесь необходимо только одно – указать на это в стандарте и плюс написать, какой же должен быть по размеру, форме и манере держаться некупированный хвост.
С уважением к маленькой породе В. Иванищева.
16.03.04.