вперед в прошлое
Автор Ирина Беспалова, п-к «Барби Бест», Москва.
17.12.2010.
Порода русский той была, есть и будет карманной породой собак — она должна соответствовать по размерам своему назначению (той – игрушка).
В 90-е годы прошлого века основное поголовье русских тоев находилось в Москве. Каждый заводчик самых лучших щенков старался оставить себе или пристроить в Москве, чтобы можно было контролировать дальнейшее разведение этих собак. То, что Москве было «негоже», продавалось в Питер, Финляндию (одна из первых стран стала покупать нашу отечественную породу) и на периферию. Порода все больше становилась востребованной.
Редко кто из владельцев этих собак мог приехать на вязку в Москву, поэтому чаще всего вязались там, где проживали, и получалось, что «негоже» суки вязались с такими же «негоже» кобелями, — чаще всего «племенная пара» была с одними и теми же недостатками. Так появился СОВРЕМЕННЫЙ ТИП русского тоя. Кинология все больше становилась не профессиональной, а коммерческой. Многие не «заморачивались» подбором племенных пар: вязали
по принципу – кто ближе живет и у кого дешевле вязка.
Последние 5 лет наблюдается тенденция на увеличение размеров русского тоя. Все больше появляется собак с высотой в холке на пределе верхней ростовой планки и даже выше. Размноженцы, чтобы ускорить и улучшить свое материальное положение, стали друг у друга скупать сук крупных, многоплодных (рожающих по 5-7 щенков). К примеру стандартная такса в среднем рожает 5 щенят (вес таксы 9-12 кг). Средний размер русских тоев перешел в разряд мини-собак — особи от 1,5 до 2 кг.
Размноженцами стали придумываться всяческие небылицы про настоящих русских тоев – и трясущиеся они, и ходить-то не умеют, и зубы-то у них все не помещаются в челюсть. ВСЕ – ЭТО небылицы. Трясущиеся особи есть в каждой породе, и зависит это не от размера собаки, а от состояния ее психики, либо собака не социализирована. Почему появилось большое количество трясущихся тоев по сравнению с другими породами? Потому что такими их делают хозяева. Вы когда-нибудь встречали, чтобы хозяин носил под мышкой овчарку или боксера? А тоев почему-то воспринимают, как собаку – ридикюль. А нося собаку только на руках, ее невозможно социализировать и вырастить с хорошо развитыми конечностями. Я никогда
не призывала разводить тоев в пределах 1 кг, такие собаки очень сложны в содержании, и разводя 1кг собак можно придти к вырождению породы.
Но не зря же есть очень хорошее словосочетание «ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА»! Так давайте будем придерживаться ее и разводить собак самого оптимального среднего размера. В 90-е годы к примеру кобели 24-26 были очень редко востебованы из-за своего большого роста. Мне, например, очень трудно представить тоя (игрушку) размером 2,8–3 кг, а вот 1,7–2,2 — вполне бы подошло.
В последние годы многие эксперты стали требовать от тоев какого-то широкого шага, толчка задних конечностей, забыв при этом, что той – ДЕКОРАТИВНАЯ порода и ей на границе не служить и на задержание не ходить. В стандарте четко сказано – прямолинейные, легкие, свободные движения и не более того. На первое место стали ставить не породные признаки, а движения собаки, НО ведь существует много дворняжек и метисов прекрасно двигающихся и почему-то (?) от этого не становящихся породными. Не снимаются с ринга собаки (ДАЖЕ НЕ НУЖНО ИЗМЕРЯТЬ И ВЗВЕШИВАТЬ!) очень наглядно превышающие размеры и вес по стандарту. Более того — они еще и титулы получают вместо дисквалификации!
И к чему мы пришли с таким подходом? Да к тому, что отчасти нынешние чемпионы стали похожи на собак, с которыми работали в период становления породы в 60-е годы прошлого столетия, а это — яркий показатель деградации породы! Хотелось бы, чтобы хотя бы монопородные выставки стали племенными выставками. Желательно видеть экспертизу на моновыставках более профессиональную, чтобы больше внимания на них уделялось экстерьеру собаки и ее племенной ценности. Куда же деваться огромному количеству тоев с отличным экстерьером, но не имеющих куража? А для разведения такие собаки наиболее ценны, чем те, которые куражные, но при этом имеют экстерьер только в типе тоя.