первые тои Новосибирска
Атор Исабекян Яна
История Русских тоев в нашем городе зародилась с появлением секции «Декаративного Собакаводства» при охотничьем клубе. Было это в апреле 1968 года. Тогда привезли скотч-терьера, пекинеса и первого в Новосибирске той терьера. Взяла его известная семья Арбеньевых, внесшая большой вклад в развитие собаководства в нашем городе. По словам Юлии Александровны, эта была ее личная собака.
Звали её Дейка, это была чёрно-подпалая гладкошёртсная сука, привезённая из Алма-Аты. К сожалению, в 4 месяца Дейка погибла. Потом Арбеньевы поехали в Алма-Ату и купили ещё одного той-терьера — Тики, это была тоже ч.п. гладкошёрстная сука — второй той терьер привезённый в Новосибирск с документами.
Тики выставлялась и даже получала серебряный жетон охотничьего клуба. Выставки тогда были совсем другими, на выставку можно было записаться прямо на месте, регистрация
стоила 3.30-3.50руб. Выставки проходили на стадионе «Спартак», либо в «Саде Дзержинского». Их было очень мало. К сожалению, у Тики с возратсом выявился перекус, и она так и не пошла в разведение.
Далее в город привезли парочку гладкошерстных той-терьеров оленьего окраса, а вклад в развитие породы длинношёртсной разновидности в нашем городе внесла рыжая сука Динка, принадлежащия Гунн Аркадию, впоследствии мужу Юлии Арбеньевой. Она была 1973 года рождения, от местных родителей. Таким образом, практически в одно время в городе появились обе шерстные разновидности.
В Новосибирске было много той терьеров без документов, много собачек привозили из Алма Аты. Вот например ч.п. дл.ш. кобель Чарлик (рождёный в 1975году от пары гл.ш. той-терьеров в Алма Ате), принадлежащий Инне Петер (в последствии Киндт).
После Чарлика тои запали Инне в душу, и потом у неё была ещё чёрно-подпалая глакошерстная сука Винни.
Большой вклад в историю породы нашего города внесли Павел Жигалин (питомник «С Уютного Двора») и Светлана Пестова (питомник «Из Дома Пестовых») — они начали заниматься породой
примерно в одно и тоже время – примерно в 1988 году.
Затем Жигалин привозил собак из Барнаула, Ташкента, Кемерово, Омска, Свердловска, Москвы, а Пестова из Красноярска, Москвы и Ташкента (первые её собаки – Лэся, Фантик, Ассоль Агат, Сникерс (самого первого тоя — Фантика Пестова купила на базаре)). Главными отличиями
тоев тех времён и современных были более кукольные головки, купированные хвостики, дугообразная линия спины, более короткие шеи, отсутствие белых пятнышек, более мелкий размер (в среднем 20-24см). Что собаки Пестовой, что Жигалина — успешно выставлялись на выставках. Но поголовье несомненно больше было у Пестовой, у неё только дома жило около 30-40 собак, в то время как у Жигалина 5-6. Пестова получала достойное, породное потомство, за немногие годы она внесла величайший вклад в породу. Собак её разведения покупали в ведущие питомники страны (а Арлетта Из Дома Пестовых стала ЛПП на национальной выставке 2000 года).
В секции декоративного собаководства в то время было меньше 15 человек.
Хочу выразить благодарность Гунн Юлии, Киндт Инне, Пестовой Светлане и Жигалину Павлу за предоставленную информацию.