А.Погребинская о Л.М.Романовой

О Лидии Михайловне Романовой и ее взглядах на породу. 
Автор Анастасия Погребинская
2021 год

Лидия Михайловна — старейший заводчик и владелец тоев в Иркутске. У нее не было своего питомника, но она много лет руководила породой при иркутском клубе. У Лидии Михайловны на все было свое мнение, в частности, на происхождение русских тоев и то, как они должны называться. Мнение, скажем так, довольно оригинальное. Мы, конечно, посмеивались над ее «леутиками», но сама Лидия Михайловна была настолько милым и приятным человеком, что никто из нас никогда бы не позволил себе сказать о ней дурного слова. А тех, кто смеялся над ней открыто, она просто игнорировала. 

Мне повезло пообщаться с Лидией Михайловной, когда она была уже довольно пожилой и, увы, ослепшей. Итогом этой беседы стала дальнейшая переписка: Лидия Михайловна с трудом писала сама, поэтому часть писем написана под ее диктовку кем-то из родных или знакомых. Так бы и осталась Лидия Михайловна в моей памяти как добрая чудаковатая старушка, если бы не один случай.

В 2017м году мне позвонила молодая женщина. Она попросила меня помочь ей в приобретении гладкошерстного тоя. У нее на тот момент уже была тоечка. Собака была приобретена в Иркутске, а потом вместе с хозяйкой переехала жить в Москву. Женщина объяснила, что ей хочется завести вторую собачку, т.к. ее тоечка уже старенькая и рано или поздно умрет, а ей очень не хочется остаться без собаки. Также она сообщила, что уже звонила в один из московских питомников, но в разговоре выяснилось, что заводчица работает самостоятельно, никакой клуб ее не курирует, и вообще современные заводчики все делают сами:  сами подбирают пару своим собакам, сами актируют щенков, сами определяют, породный щенок или нет… «Неужели это правда?!» — спросила она меня.

Я подтвердила, что это так, с той только разницей, что так поступают заводчики, имеющие свой питомник. А для этого они получали спец. образование. Де факто подразумевается, что раз они его получили, то имеют право самостоятельно заниматься разведением. А вот насколько усердно они учились, насколько умеют приложить полученные знания (если все-таки учились усердно), насколько ответственно они подходят к этому самому разведению, насколько хорошо видят и понимают породу — это уже другой вопрос…

Женщина была крайне удивлена. В ответ она рассказала, что когда она жила в Иркутске и решила купить своего первого тоя, то обратилась в клуб. Там была женщина — Лидия Михайловна — которая знала всех той-терьеров города, кто каких щенков дает, у кого какие недостатки и достоинства, кого с кем можно вязать, а кого нельзя. Именно Лидия Михайловна уверила ее, что работа с тоями — очень серьезная, ответственная, и если правильно ее вести, то собаки будут не только красивые, но и здоровые, и проживут 20 лет. Именно это и произошло — ее собаке почти двадцать, и она НИКОГДА  НИЧЕМ не болела. Счастливая хозяйка даже не знает, что такое «чистить собаке зубы». Она мне прислала фото свой старушки — замечательный гладкошерстный черно-подпалый той-терьер, 26 см в холке, 2,5 кг. Не дворняжка, не метис. Типичный тойчик советского разведения.

Вот так-то… Добрая и милая Лидия Михайловна, такая наивная, с такими забавными, даже смешными, идеями о породе… И первые собачки, с которых она начинала работу в клубе, судя по фото, были далеки от идеала… И вот — пожалуйста! 

Поэтому когда будете читать ее статьи, посмеиваясь над их наивностью, отдайте дань уважения человеку, который занимался тоями тогда, когда многих из сегодняшних тоистов еще на свете не было, и который давал действующие гарантии на здоровье и долголетие продаваемых щенков.

Сохранившиеся статьи самой Лидии Михайловны и о ней:
«О той терьерах»
«Иркутский эксперимент»
«Об иркутских малявках замолвите слово»