Гены и их работа
Автор Анастасия Погребинская
Ген – это участок ДНК, несущий информацию о структуре белка. Эту информацию можно условно назвать «единица наследственности». Гены в хромосомах расположены в линейном порядке, в определенных местах – локусах, на определенном расстоянии друг от друга.
Гены, находящиеся в одной паре гомологичных (т.е. сходных) хромосом, наследуются вместе, так как они, как говорят специалисты, сцеплены.
Каждый ген несёт свою информацию, некоторые гены несут информацию совместно. Все гены определяют какой-либо признак (или признаки) у живой собаки. А так как признаков у собаки много, то и генов очень-очень много. Чтобы понять, как их работа проявляется на собаке, надо понять их особенности и взаимодействие друг с другом.
Гены делятся на доминантные и рецессивные. Доминантные подавляют рецессивные и не дают им проявить тот признак, за который они отвечают. Пример: за гладкую шерсть отвечает доминантный ген, за длинную – рецессивный. Если гладкошёрстную собаку повязать с длинношёрстной собакой, то щенки будут гладкошёрстными (по фенотипу, внешне), а в генотипе будут нести ген длинной шерсти, пришедший от длинношерстного родителя. Он никуда не денется, он просто не проявится.
Чтобы перейти непосредственно к примерам, надо уяснить, как записываются гены. Доминантные гены всегда обозначаются заглавными буквами, а рецессивные – малыми. Доминантный ген всегда пишут впереди. Чтобы щенок явился на свет, ему половина генного набора придёт от матери (гаплоидный набор из 39 хромосом), половина – от отца (свой гаплоидный набор из 39 хромосом).
Приведу образный пример. Возьму какой-нибудь признак. Ну, например, наличие у собак хвоста нормальной длины. Помечу его буквой Х (от слова «хвост», читается «ха большое»). Чтобы
написать, что щенки имеют хвост нормальной длины, надо написать ХХ: один ген Х перешёл к щенкам от отца, а другой от матери. Родители этих щенков тоже имеют генотип ХХ: у них информация об этом тоже пришла от отцов – один Х, и от матерей – другой Х.
И так далее. Такое состояние – обе буквы большие или обе малые – называется гомозиготностью.
Теперь представим, что где-то живут собаки, у которых от рождения укороченные хвосты, куцые. В моем образном примере пусть этот признак — куцехвостость — будет рецессивным, помечу его малой буквой х (читается «ха малое»). То есть все эти собаки имеют генотип хх.
И вот решила я повязать кобеля с нормальным хвостом и суку с куцым хвостом. Или наоборот: кобель куцехвостый, а сука с нормальным хвостом. Это не имеет значения. Генотип родителей будет такой:
Тогда щенок от такой пары будет иметь генотип Хх: Х – от родителя с хвостом, х – от куцехвостого родителя.
Такой щенок несёт двойную информацию, а такое состояние называется гетерозиготностью: внешне, по фенотипу, они будет с нормальным хвостом, а внутренне, по генотипу, они несёт информацию о своём куцехвостом родителе. И когда этот щенок вырастет, от него могут быть получены куцехвостые потомки.
Как гены отца и матери распределяются в момент оплодотворения? Это воля случая. Но на бумаге это можно изобразить следующим образом.
Возьмём хвостатого Дени с генотипом ХХ – оба гена говорят о наличии хвоста нормальной длины. Подберём ему в пару куцехвостую Мэри с генотипом хх — оба гена говорят о куцехвостости. Итак, вяжем хвостатого тоя с куцехвостым:
Хвостатый родитель может передать своим детям какой-либо из генов Х: либо левый, либо правый. Дени получил эти гены от своих родителей. Какой из них – от отца, а какой – от матери, не играет никакой роли, потому что оба гена несут одинаковую информацию.
Куцехвостая Мэри может дать своим детям только те гены о длине хвоста, которые у неё есть, то есть какой-либо из х. Получаем следующую картину: все яйцеклетки Мэри будут иметь ген о куцем хвосте – х. Все сперматозоиды Дени будут иметь ген о нормальном хвосте – Х. Когда яйцеклетку с геном х оплодотворит сперматозоид с геном Х, получившийся эмбрион будет иметь генотип Хх.
Когда появится на свет щенок, то он будет иметь хвост и нести информацию в генотипе о том, что один из его родителей имел нормальный хвост, а другой – куцый хвост: Хх. Фенотипически (внешне) проявится только тот ген, который отвечает за нормальный хвост, потому что этот ген в моем гипотетическом случае доминантный.
Теперь повяжем получившегося потомка по кличке Шарик с генотипом Хх с тойкой Лолой, имеющей такой же генотип Хх. Пометим эти гены индексами: отец – X1х2, мать – Х3х4. Таким образом оба тойчика с хвостами, но кто-то из предков передал каждому ген куцехвостости х.
Если в предыдущем примере сперматозоиды Дени несли только ген Х, то теперь хвостатый отец имеет сперматозоиды двух видов: одни с Х, другие с х. В предыдущем случае Мэри имела яйцеклетки только с генами х, а в данном случае у матери будет два варианта: одни с Х, другие с х.
Предположим, что яйцеклетку, которой достался ген Х3, оплодотворил сперматозоид с геном Х1.
Такой щенок будет иметь генотип Х1Х3 – другими словами, он будет иметь нормальный хвост и фенотипически, и генетически.
Другую яйцеклетку с геном Х3 оплодотворил сперматозоид с геном х2.
Тогда щенок будет иметь генотип Х3х2. Он будет иметь хвост по фенотипу, а по генотипу иметь и нормальный хвост, и куцый.
То же самое будет, если яйцеклетку с геном х4 оплодотворит сперматозоид Х1: Х1х4.
Другую яйцеклетку с геном х4 оплодотворил сперматозоид с геном х2. В таком случае эмбрион будет с генотипом х4х2 – то есть будущий щенок будет сам куцехвостый, и будет передавать этот признак своим детям.
Пример с хвостом – образный. А теперь поговорим о простых примерах наследования, которые подтверждены исследованиями.
Короткая шерсть – доминантный признак. Давайте обозначим её заглавной буквой А, а длинную шерсть – малой a (поскольку это рецессивный признак). Итак, от гладкошёрстного (сокращенно: г/ш) Атоса и гладкошёрстной Леди родились щенки:
Где это видано, спросите вы, чтобы у тоя родилось столько щенков?! Действительно, такого не бывает. Но дело в том, что, сколько бы щенков у них ни родилось – один или десять – они все будут гладкошёрстными или, другими словами, гомозиготными по признаку гладкошёрстности.
Теперь повяжем гладкошёрстного Атоса с длинношёрстной (д/ш) Мэри:
Так, что же мы получили? Ген А отвечает за гладкошёрстность, он доминирует, значит, все щенки будут гладкошёрстными – по фенотипу, внешне. Но по генотипу они будут нести информацию о том, что один из родителей – длинношёрстный, другими словам – они гетерозиготны по длине шерсти. Давайте назовём одного щенка из получившегося помёта Фомой.
Повяжем его с гладкошёрстной Далей:
Ген А опять доминирует – все щенки будут гладкошёрстными по фенотипу. Но некоторые из них хоть и будут внешне гладкошёрстными, в генотипе будут нести информацию о том, что дед у них был длинношёрстный (гетерозиготные Аа). При этом внешне щенки с этим геном будут неотличимы от щенков без этого гена (гомозиготных АА), но вероятность рождения и тех, и других 50/50.
(Однако следует иметь ввиду, что чем больше у гладкошерстной собаки в предках длинношерстных родителей, тем больше вероятность того, что она будет иметь шерсть чуть длиннее, подшерсток гуще, чем те гладкошерстные собаки, у которых нет длинношерстных предков или их очень мало.)
А теперь вспомним о том, что той малоплодная порода. От этой вязки мог родиться только один щенок. Например, АА. Или только Аа. Внешне все щенки будут гладкошерстными, поэтому узнать, «достался» ли ген длинношёрстности родившемуся щенку или нет, можно только в будущем, повязав его для проверки с длинношёрстным партнёром.
Кстати сказать, что даже если щенков родится больше одного, то все они могут быть с генотипом АА, или все с Аа, или один АА, а двое Аа… Это дело случая и теории вероятности.
Как проверить, достался ли ген длинношёрстности а кому-либо из щенков? Для этого надо дождаться, пока он вырастет, и провести анализирующее скрещивание. При этом виде скрещивания в пару подбирается такое животное, которое заведомо обладает интересующим нас признаком. В данном случае нас интересует, кому из щенков достался ген длинношёрстности, значит, в пару им надо подобрать длинношёрстных партнёров.
Давайте так и сделаем: повяжем гладкошёрстного тоя Рэкса с длинношёрстной сукой Альтой. Мы не знаем, несёт ли Рэкс ген длинной шерсти, поэтому ставим прочерк.
Получается следующее: Аа – 50% вероятности рождения гладкошёрстных щенков, в чьих генотипах будет ген длинной шерсти а (гетерозиготных). А остальные 50% — как раз то, что нас интересует. Если среди родившихся щенков будет хоть один длинношёрстный (гомозиготный аа), значит, наш Рэкс несёт ген длинношёрстности и имеет генотип Аа (ставим вместо
прочерка а).
Если же Рэкс не имеет этот ген, то он имеет генотип АА и никогда ни от какой суки он не даст длинношёрстных потомков, несмотря на то, что один из его родителей был длинношерстным (см. пример 1 и 2).
А как же быть, если родился только один щенок – и к тому же гладкошёрстный? Рэкс как нёс ген длинной шерсти, так и несёт, а мы этого не получили. Как же так?!
Увы, тои рожают мало щенков. Можно только с долей вероятности ожидать, что родится именно такой щенок, которого мы ждём. В этом проблема работы с необходимыми признаками, которые обусловливаются работой рецессивных генов. Так, длинношёрстная Альта, повязанная с гладкошёрстным Рэксом, передаст всем щенкам ген длинношёрстности. Когда эти дети подрастут, то при вязке с гладкошёрстными партнёрами они могут передать своим детям как ген А, доставшийся от Рэкса, так и а – доставшийся от Альты. Те, кому достанется а, при вязках опять-таки с гладкошёрстными собаками могут передать ген а своей бабки Альты дальше. Вероятность этого с каждым поколением всё уменьшается и уменьшается, но исключить её совсем всё же нельзя.
Генетики считают, что если собаку повязали с 3-5 партнерами, но ни разу не получили искомого щенка, значит, эта собака все-таки не несет нужный ген. Я лично с этой позицией не согласна, и точно знаю, что рецессивный ген может «сидеть годами».
Известный кобель по кличке Лилипут из Армии Любви был обычного черно-подпалого окраса. Он был очень-очень-очень востребованным производителем. В пределах его родословной и дальше (насколько знали породники) не было ни одного коричневого предка. От него рождались черно-подпалые и соболиные (рыжие с чернью) щенки, но ни одного коричневого. На Лилипута многократно делали инбридинг, и опять же ни одного коричневого щенка не рождалось… И вот, когда Лилипуту было уже лет 6 или 7, к нему на вязку привели малоизвестную рыжую суку с черным носом. В ее родословной не было ни одного коричневого предка. Но именно в этом помете родился рыжий щенок с коричневым носом. Это значит, что Лилипут все это время был носителем гена коричневого пигмента. И хотя потомков у него к тому времени было тьма тьмущая, и его неоднократно вязали с собственными дочерьми и внучками, коричневого щенка ни разу не получали. Ген был, а щенков не было.
Вот ещё один пример, ярко иллюстрирующий эту тему. Предположим, что есть два гладкошёрстных тоя – кобель и сука, и заводчику надо получить от них гладкошёрстного щенка. Он вяжет и получает… длинношёрстного. Как такое могло быть?
Очень просто – значит и отец, и мать имели этот ген, получив его от своих длинношёрстных предков, и передали его своему щенку. Причём этот предок – не обязательно папа, мама, бабушка или дедушка. Это мог быть и прадедушка (прабабушка), и прапрадедушка (прапрабабушка) и т.д. А мог бы родиться и такой щенок – АА (25% вероятности) или такой – Аа (50% вероятности). Мог бы, но он просто не родился.
Вот такие сюрпризы иногда преподносят нам собаки. Мы ночью не спим, просчитываем варианты вязок, подбираем претендентов, у нас заказ на гладкошёрстных щенков
– и на тебе! Зато в этом случае одно можно сказать с уверенностью: от длинношёрстных родителей рождаются только длинношёрстные щенки. И если в родословной вашей собаки есть гладкошерстный предок, то это не повод для беспокойства. А вот если ваш пес гладкошерстный, то вы можете успокоиться лишь в том случае, если длинношерстный предок – очень дальний. Если длинношерстный предок есть в пределах родословной (или немного дальше), то подбор гладкошерстной собаки в пару вашей должен быть продуманным. Не имея целью получить длинношерстных щенков, вязать такого тоя следует только с теми партнерами, у которых нет длинношерстных предков хотя бы в пределах родословной.
Мне ещё хотелось бы остановиться на анализирующем скрещивании. Когда вы в чём-нибудь сомневаетесь, единственный способ проверить – это провести анализирующее скрещивание. Например, вы слышали, что кто-то из предков вашей суки имел, например, белое пятно. Но вдруг это только слухи? Предка нет в живых, фото не сохранилось, проверить нет возможности. В таком случае надо провести анализирующее скрещивание: повязать данную суку с таким кобелём, который сам имеет пятна – рождение щенка с пятнами даст ответ на ваш вопрос: да, кто-то из предков имел пятна и передал вашей суке этот недостаток.
У тоев рождается слишком мало потомства, а роды подчас проходят не особенно гладко, чтобы позволить себе проводить такие исследования. Поэтому проводить анализирующее скрещивание следует только в тех случаях, когда это действительно необходимо. Например, когда собака приехала из Китая, вся родословная написана по-китайски, а её предков вы видели только на фото, да и то не лучшего качества. Чтобы узнать, какие недостатки она в себе несёт от предков, её надо повязать с партнёром, имеющим искомый недостаток. Получение щенка с данным недостатком и будет ответом. Но мы всегда помним, что у тоя может родиться один щенок, которому искомый недостаток не передался. <
В исследованиях, посвящённых собакам, чаще всего внимание уделялось рабочим породам. Так, есть исследования о наследовании охотничьего инстинкта, склонности к аппортировке, любви к плаванию и т.д. Что касается декоративных пород, то эти качества наследуются у них точно также. Если ваш пёс обожает плавать, вполне вероятно, что его потомки будут лезть в каждую лужу (вероятно, но не обязательно!). Декоративные породы отличаются привязанностью к человеку и среди них мало представителей, которые не стремятся получить хозяйское внимание. Это обусловлено тем, что по мере селекции собаки с нежелательными чертами характера не использовались в разведении. Именно поэтому в стандарте написано, что той не должен быть злобным или трусливым. И хотя такие собаки вполне реально существуют, их становится всё меньше и меньше, поскольку никто не захочет иметь потомство от злобного или нервного родителя. Так, имея собаку с нестандартным характером, следует помнить о том, что это не меньший грех, чем кривая спина или пятнистый окрас. Если не больший.