1926 год, Москва, Отчеты судей 1й Всероссийской выставки собак
Несмотря на то, что с момента выхода этого отчета прошло больше 90 лет, описание пуделя просто необыкновенное. Текст видно не очень хорошо, поэтому не поленилась и перепечатала его полностью. Судите сами.
Отчет по отделу пуделей.
Судья А.А. Зернов
Оценка пуделей представляет некоторые особенности, отличающие ее от оценки большинства других пород, потому я считаю нужным предварительно сказать несколько слов.
Пудель всецело комнатная собака и назначение его быть украшением дома и другом семьи. Никакой специальной службы он не несет, если не считать за службу его сторожевые обязанности. Поэтому главные качества пуделя. Которые и подлежат оценке – КРАСОТА и ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ. Интеллигентность, достигающая у умных пуделей, которых хозяева держат как членов семьи, вырастив их с младенческого возраста, совершенно исключительного развития, далеко оставляющая за собой другие породы и составляющая главную их привлекательность – к сожалению не поддается точному учету на ринге, или вернее поддается только по косвенным приметам – выражению и общему поведению. Тем не менее, это столь важное качество, что все установленные расовые признаки обязательно содержат упоминание о «интеллигентности» и даже «одухотворенном» выражении. Поэтому пуделя с тупым выражением, с выпуклыми, широко расставленными бессмысленными глазами, вообще взгляд которых не имеет «человеческого выражения» безусловно не могут быть расценены высоко. Пудель в высшей степени живое, веселое, всем интересующееся и на все реагирующее существо, — это также его расовый признак, и поэтому тяжелая, апатичная или боязливо жмущаяся собака – также не может заслужить высокой оценки. На ринге пудель должен вести себя независимо и смело – он растет не в конуре и не в питомнике, а в семье и на людях, волю его не подавляют дрессировкой и на хозяина он смотрит не с точки зрения охотничьей собаки – как на высшее и безаппеляционное существо, а как на приятеля. Даже небольшое упрямство и самостоятельность характера не будут для пуделя пороком, и, во всяком случае, предпочтительнее забитости и пугливости, но злость, поскольку она не обусловлена защитой своих или жилища, — большой порок. Новая обстановка ринга должна только возбудить его любопытство, а не запугивать или смущать.
Второе качество – красота. Она, согласно требований всех заграничных выставочных правил, должна быть не только «в возможности», но обязательно и «в наличии». Пудель должен быть правильно и гладко острижен. Особенно гладко должны быть отстрижены пальцы и ноги до манжет (оставляемых обычно вокруг суставов, а также морда). Обросшие пальцы с торчащими между ними клоками и обросшая морда, очень портят вид пуделя и могут понизить в оценке и хорошую собаку. Лоб никогда не следует выстригать далеко – самое большое на один палец над бровями, а лучше еще меньше. Оголенный лоб лишает пуделя одного из его главнейших украшений – пышной шевелюры и обычно придает ему глупое выражение. Запрещение многими выставками выстригать лоб и спину дальше начала ребер, имеет основание еще и в том, что на лбу должен быть особенно пышный волос (что не всегда бывает), а на спине, как раз над началом ребер, бывает некрасивая, резко выпадающая шерсть (как и на всей задней части корпуса). Поэтому выстригание лба и спины может иметь место и как прием для сокрытия недостатков. Корпус должен быть острижен не далее начала ребер. Хвост лучше оставлять неостриженным, выстригая только пальца на 4 от корня. Укорачивание хвоста не только допускается, но даже может рекомендоваться, так как у многих во всем хороших собак хвост часто бывает задран и даже закручен. На немецкие выставки допускаются только собаки тщательно расчесанные, так что шерсть образует сплошную пушистую массу, в которой видны отдельные локоны, или шнуровые, у которых шерсть представляет из себя густую бахрому шнуров, образовавшихся в течение ряда лет (отмерший локон у пуделя не выпадает, как у других собак, а присучивается сам собой к вновь вырастающим).
Пуделя «в локонах», т.-е. в своем естественном виде, совсем не допускаются на выставки. От этого правила я считаю себя в праве отступить, так как такой уход за шерстью требует столь много времени, что им можно заниматься только от безделья. Пудель требует ежедневного тщательного расчесывания и тот кто этим занимался, знает что это за удовольствие, а шнуровой – тщательного частого мытья, разбора шнуров, имеющих склонность сплетаться по нескольку вместе, и охраны их от всякого рода повреждений, как самим носителем, так и посторонними существами и предметами. Поэтому, в наших условиях, я считаю вполне правильным премировать пуделей в локонах, если только эти локоны тщательно содержатся и носят следы, если не ежедневного, то все-таки достаточного знакомства с гребнем, щеткой и мылом. Но пудель с запущенной шерстью не может быть премирован, ровно как и сплошь остриженный. Сплошная острижка пуделей (кроме головы или только ушей, хвоста, манжет) допускается и даже рекомендуется на летние месяцы, но на выставке она совершенно недопустима, так как одно из главных качеств красоты пуделя не может быть оценено. Итак пудель, который мог бы быть красив при надлежащем за ним уходе, но представлен на выставку в некрасивом виде, не может быть премирован.
Что касается масти, то их, строго говоря, только три: черная, темно и светлокоричневая и белая. Некоторые выставки допускают рыжих и серебристо-черных. Белые отметины не считаются порочными когда они на груди небольшого размера и видимы только если приподнять собаку за передние лапы. В таком виде они даже желательны, потому что наличие небольшого белого локона на груди связано обычно с глубоко черным окрасом, ударяющим в синеву, черные же пуделя без отметин часто имеют некрасивый рыжеватый отсвет. У белых пуделей при условии хорошей пигментации носа и век (у хороших экземпляров – черные), допустимы желтоватые локоны на ушами, не бросающиеся в глаза. Палевая масть, так богато представленная на настоящей выставке, является весьма сомнительной и вряд ли заслуживающей дальнейшего культивирования, так как благодаря тусклому и даже грязноватому оттенку она совсем некрасива. Тем не менее я считаю себя в праве оценивать и пуделей палевой масти, так как красота – дело вкуса и пресекать искания в этой области вряд ли разумно, тем более, что черная масть является доминирующей и легко побеждает другие, так что хорошая по складу, но плохая по масти собака может дать от черной пары хорошее черное, достаточно константное потомство.
Для суждений об общем виде и строении пуделя есть очень хорошее мерило: по строению пудель должен напоминать охотничью собаку и больше всего пойнтера. Только череп должен быть более выпуклым, морда длиннее и у́же и губы подобраны. Склад должен быть сухой и мускулатура хорошо развита и ясно видна (почему требуется гладкая острижка). Приземистые, длинные, коротконогие пуделя определенно порочны, а слишком раскормленные и заплывшие жиром не могут быть высоко расценены по вине их хозяев. Заграничные клубы признают только пуделей крупного склада – высотою в плечах 55-58 см. кобели и около 52 суки и малого – до 40 см., при чем немецкие клубы не рекомендуют пользоваться производителями промежуточного роста. «Карликовые» пуделя, хотя и премируются, но только если они «уменьшенное подобие» нормальных и вообще держатся под большим сомнением – это не «раса», а или выродки нормальных родителей, часто бесплодные как лилипуты, или искусственно задержанные в развитии недостаточным питанием и спиртными напитками, или, чаще всего, помеси с различными комнатными собачками. Никаких «французских», «испанских», «русских», «королевских» и т.п. пуделей современные клубы не признают, и совершенно правильно. Обыкновенно такой титул дается пуделю, который не похож на нормального (хуже) и сам владелец не может вразумительно об’яснить почему его пудель не просто пудель, и во всяком случае не сможет представить утвержденного каким-либо авторитетным органом особого стандартного экстерьера.
Вступление разрослось, но мне хотелось подробнее остановиться на этой породе собак, почти исчезнувшей у нас, но заслуживающей самого широкого внимания со стороны тех, кто ищет в собаке действительно друга, который «только не говорит», но все с полслова понимает и, благодаря своим духовным особенностям, быстро занимает место равноправного члена семьи. Кроме того, представленные на настоящей выставке пуделя не высокого класса, и я хотел возможно подробно обосновать перед их хозяевами мотивы моей низкой оценки и указать к чему надо стремиться, чтобы выводить собак, имеющих право называться пуделями без иронической прибавки «русские».
Предоставленные на настоящей выставке 10 пуделей далеки от идеала и рассчитывать получить от них ценное потомство без новой хорошей крови почти не приходится. Главный, и почти общий их недостаток – низкий приземистый склад и лобастые головы с выпуклыми круглыми глазами. Выпуклый глаз у пуделя большой недостаток – глаз должен быть лучше миндалевидный (но, конечно, не «свиной»), круглый, и особенно выпуклый глаз сильно портит «интеллигентность» выражения. Череп у пуделя хотя и более выпукл, чем у пойнтера, но отсюда далеко до лобастости и скуластости.
Цвет черных пуделей хорош. Как сказано выше – разводить «палевую» масть определенно не следует и лучше хороших по прочему представителей ставить с черными пуделями.
Перехожу к индивидуальной оценке.
Класс I – кобели.
№ 579 «Маркиз», палевый кобель. По складу и строению определенно хорош, за исключением головы и глаз. Череп лучше бы иметь поуже, а глаза менее выпуклыми. Самый крупный кобель, (более 50 см.). Хвост носит хорошо, уши – у единственной собаки из всего десятка достаточной длины почти до мочки. Ведет себя бодро и с достоинством. Шерсть в хороших, достаточно мелких, локонах, на остриженных частях красивый муар. Портит его, кроме лобастости и выпуклых глаз, еще «палевая» масть, хотя у него она все-таки красивее, чем у других. Золотая медаль и золотая медаль Всекохотсоюза «лучшему кобелю».
№ 577 «Радамес», черный кобель. Лучше остальных, но мал ростом (около 46 см.), корпус длинен. Уши едва заходят за скулы. По общему складу значительно уступает предшествующему. 2 золотая медаль.
№ 573 «Джек», черный кобель. Ростом еще ниже предыдущего (около 44 см.), и также слишком длинен. Уши также едва заходят за скулы. По общему складу и поведению производит ззначительно менее выгодное впечатление чем предыдущие. Малая серебряная медаль.
№ 571 «Мутон», палевый кобель. Может быть с натяжкой причислен к пуделям «мелкого» склада – рост около 42 см. Сложен довольно пропорционально, уши коротки, хвост немного задирает. Палевая масть грязноватого оттенка. Морда сильно обросла. Бронзовая медаль.
Класс II – суки.
Относительно №№ 578 и 572 я колебался кому отдать, по наружному виду, предпочтение. Отдал я его № 578 «Орде», так как будучи в некоторых деталях лучше № 572 «Фаншеты», она еще подкупала замечательно милым и интеллигентным выражением и всем своим поведением. Надо было видеть, как «по человечьи» «взглянула» она в сторону раздавшегося во время экспертизы стука и потом туда «поглядывала», как вообще, с интересом, смотрела на окружающее эта единственная из всего десятка собака, выявившая на ринге свою интеллигентность и которой приятно было смотреть в глаза. По складу обе суки (№ 578 и № 572) уступают кобелю № 579 «Маркизу», но лучше остальных кобелей. По голове (кроме ушей) и по выражению – обе много выше.
№ 578 «Орда», черная сука. Рост около 46 см., лучше если бы была побольше. По росту немного, пожалуй, и длинновата. Хвост хорош обрезан и носит его безукоризненно. Голова хороша, особенно глаза – миндалевидные и умные, с выражением ласки и любопытства. Уши коротковаты. До мочки немного не доходят. Цвет хороший черный, шерсть красивая и в порядке, собака хорошо острижена. Темно-черное небо – признак хорошего черного окраса (в щенках густо черное сплошное небо – признак будущего хорошего окраса и важнее чем детский окрас, который потом может измениться). Думаю, что с хорошим крупным кобелем она может дать хорошее потомство. 1 золотая медаль и золотая медаль Всекохотсоюза «лучшей суке».
№ 572 «Фаншета», черная сука. Рост около 50-51 см. хорош. Уши коротковаты, лишь немного заходят за скулы, имеет склонность чересчур задирать хвост. Собака жирна, почему может быть и теряет. Выражение достаточно интеллигентное, но много уступающее предыдущей № 578 «Орде». Поведение хотелось бы более живое – возможно, что и здесь мешает жир. 2 золотая медаль.
№ 576 «Дамаянти» черная сука. Собака жирна и кроме того кажется щенна, поэтому возможно, что окажется расцененной ниже своего достоинства. Это будет вина хозяина: собак, одно из основных достоинство которых красота, не следует выставлять, когда они, по тем или иным причинам, не в порядке. Но помимо этого сука имеет и серьезный порок – бульдожий постав зубов: нижняя челюсть выдается за верхнюю. Рост маловат – около 45 см. Белая отметина на груди немного велика. Уши коротковаты. Но по общему виду собака недурна и я счел возможным дать ей малую серебряную медаль.
Сук № 580 «Венеру» и 574 «Нелли» я отношу к «мелкому» складу. № 580 «Венера» — палевая сука, рост около 38 см. Склад недурен и главное пропорционален, так что с правом может быть назван маленьким пуделем. Голова нехороша – очень лобастая с выдающимися скулами и выпуклыми круглыми глазами, уши коротковаты. Задние ноги, кажется, немного вывернуты внутрь в суставе. Цвет некрасивого оттенка, на корпусе темнее, на груди очень большое белое пятно, но шерсть и муар хороши. За пропорциональный склад при нормально маленьком росте (меньше 40 см.) я считаю возможным присудить малую серебряную медаль.
№ 574 «Нелли» палевая сука. Рост около 41 см. напоминает предыдущую № 580 «Венеру», но по всему менее удовлетворительна. Бронзовая медаль.
№ 575 «Нелли», вероятно, выставлена как «карликовый» пудель. Это очень миниатюрная и милая собачка, но пуделиного в ней мало. Достаточно взглянуть на плоское «лицо», сильно вдавленную переносицу, короткую курносую мордочку и выпуклые на выкате глаза, чтобы определенно заподозрить в ней, по крайней мере, равноправное присутствие некоторой другой породы, судить которую я не считаю себя компетентным. Карликовый пудель должен быть уменьшенной копией нормального, а если увеличить раз в пять «Нелли», то получится зверь, на пуделя совсем не похожий. По этой причине она, несмотря на всю ее симпатичность и оставлена мною без поощрения.
Среди болонок под № 607 была выставлена «Нелли», имеющая много больше право именоваться «карликовым» пуделем, но ко мне на экспертизу она не попала.
По каталогу «Нелли» № 575 значится «испанской». О таких названиях я уже говорил во вступлении и думаю, что было бы хорошо, если бы в будущем от владельцев, желающих придавать своим собакам любые названия, требовали предоставления соответствующего стандарта, утвержденного каким-либо кинологическим сообществом. Иначе будет много претензий, обид и недоразумений.
По каталогу «Маркиз» № 579 и «Венера» № 580 однопометники, и «Нелли» № 574 происходит от тех же родителей – «Альмы» и «Марса». Очевидно некрасивый и, во всяком случае нежелательный, окрас, лобастые головы и выпуклые глаза (особенно у «Венеры» № 580) упорно передаются Альмой и Марсом. Не зная их трудно сказать кто является исключением: крупный ли и хорошо во всем ладный «Маркиз» или маленькие «Венера» и «Нелли». Во всяком случае можно опасаться, что задатки малого роста таятся и в «Маркизе» и поэтому ставить его лучше с крупными суками с хорошими головами и лучше с черными, так как «палевая» масть право же некрасива и размножать ее не стоит.
А.А. Зернов.